-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Михаил Александрович Чехов

Михаил Чехов — трагическая и великая фигура в истории отечественного театра. Гениальный актер, педагог и теоретик сценического искусства, режиссер. Создатель успешной актерской школы в Голливуде. Автор знаменитой книги, описывающей принципы его метода актерского мастерства, — «О технике актера». Его труд и по сей день востребован актерским сообществом по всему миру.

Михаил Александрович Чехов родной племянник Антона Павловича Чехова. Родился 29 августа 1891 года в Санкт-Петербурге. В возрасте 16-ти лет поступил в театральную школу имени Алексея Суворина при Малом театре. С успехом выступал в школьных спектаклях. В 20 лет был официально трудоустроен в труппу Суворинского театра. В 1912 году по приглашению Константина Сергеевича Станиславского переезжает в Москву – в филиал Художественного театра.

Творчество молодого дарования делится между сценой Художественного, где он исполняет роли, преимущественно, в народных сценах, и работой в Студии под руководством Евгения Багратионовича Вахтангова и Леопольда Антоновича Сулержицкого. В это же время Михаил Чехов начинает проявлять интерес к киноискусству. Его карьера в кино началась с роли Михаила Федоровича Романова в кинокартине «Трехсотлетие царствования дома Романовых».

Михаил Чехов в роли Михаила Федоровича Романова

Михаил Чехов в роли Михаила Федоровича Романова

В начале 1918 Михаил Чехов открывает частную актерскую студию на своей квартире в Газетном переулке. Станиславский польщен его работой. Годом позже журнал «Горн» публикует работы Чехова «Работа актера над собой» и «О системе Станиславского».

В 1921 году Михаил Чехов играет роль Хлестакова в знаменитой постановке «Ревизор». Считается, что его образ был одним из лучших в истории русского театра.

Михаил Чехов  в роли ХлестаковаМихаил Чехов в роли Хлестакова

Михаил Чехов в роли ГамлетаМихаил Чехов в роли Гамлета

В 1922 году Михаил Александрович возглавил Первую студию, которая через два года года была преобразована в МХАТ 2-й. В 1922—1923 годах гастролировал с театром в США. Американская публика описывала Чехова как «Моцарта сцены», «человека с тысячью лиц».

В конце осени 1925 состоялась генеральная репетиция Гамлета на публике, в которой Михаил Чехов сыграл главную роль. По окончании представления был отмечен грамотой с присуждением ему звания заслуженного артиста государственных академических театров.

Неприятие революционных перемен сподвигло Михаила Чехова не возвращаться с гастролей в Германии в 1928 году. В последующие два года он снялся в трёх фильмах, играл в театре Макса Рейнхардта. Фильмы с его участием («Глупец из-за любви», «Призрак счастья») имели огромный коммерческий и художественный успех. В 1930 году Михаил Александрович переехал в Париж. Выступал на сцене драматических театров Вены, Берлина, Парижа и Лондона.

В 1932 году Чехов открыл собственную театральную студию в Риге. Именно в этой студии он начал практику обучающих мастер-классов, стратегии и техники, которые в дальнейшем изложил в своей книге «О технике актёра». Работал актёром и режиссёром в театрах Сигулды, Риги, Каунаса. Госпереворот в Латвии в 1934 году  заставляет его покинуть страну. Спустя два года Михаил Чехов открывает свою студию уже в Лондоне.

В 1939 году Михаил Александрович решает покинуть Европу и перебирается в США. «Театр Чехова» открывается в Риджфилде, недалеко от Нью-Йорка. В начале 40-x в стенах театра были подготовлены спектакли «Король Лир» Шекспира, «Сверчок на печи», «Двенадцатая ночь».

В 1942 было принято решение временно прекратить театральную деятельность до окончания войны. Михаил Чехов периодически снимается в кино. В 1944 на экраны вышли кинокартины с его участием «Песнь о России» (роль колхозника Степанова), «В наше время» (Леопольд). За виртуозную работу в фильме «Заворожённый» Альфреда Хичкока, удостоен номинации на «Оскар» как «Лучший актёр второго плана» (1946) за роль психиатра доктора Брулова. Кинокритики оценили его работу как сенсационную. В том же году был избран членом Академии кинематографических искусств и наук.

Михаил Чехов в роли доктора БруловаКадр из фильма «Заворожённый»

Михаил Чехов в фильме Призрак розыКадр из фильма «Призрак розы»

В 1946 выходят в свет очередные фильмы с участием Чехова: «Клянусь!», «Призрак розы», «Ирландская роза Эбби». Открытая им актёрская школа «Actors Laborator» пользуется огромной популярностью и известностью в среде актеров. На русском языке вышла его книга «О технике актера». В числе его учеников были голливудские актеры: Г.Пек, Мерилин Монро, Ю.Бриннер. Работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда.

На излете жизни занимался в основном преподаванием.

Михаил Чехов ушел из жизни 1 октября 1955 года в Беверли-Хиллз. Его прах покоится на кладбище Форест-Лон-Мемориал в Голливуде.

Личная жизнь

Михаил Александрович Чехов был женат два раза. Первой его супругой в 1914 году стала тогда только начинающая талантливая актриса Ольга Константиновна Чехова (племянница Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, супруги Антона Павловича Чехова). Актриса с яркой карьерой и жизнью полной загадок. В недолгом трехлетнем браке у пары родилась дочь - Ольга, в последствии ставшая немецкой актрисой выступавшая под псевдонимом Ады Чеховой.

Ольга и Ада ЧеховыОльга и Ада Чехов

Михаил Чехов с Ксенией ЦиллерМихаил Чехов с Ксенией Циллер

Со второй супругой Ксенией Циллер Михаил Александрович прожил до самой кончины.

Творческое наследие

Воздействие Чехова как актера на зрителя было феноменальным. Его роли большей частью описывались в восторженных тонах. Михаил Александрович безжалостно отдавал свои силы что на репетициях, что в течении спектакля. Его нервная энергия держала зрителя в состоянии постоянного напряжения.

Чехов был в неустанном поиске связи между внутренней сущностью роли и видимым, физическим воплощением человека. Он называл это поисками «воображаемого центра». Своими движениями на сцене он мог передать общий характер произведения и психологическую окраску атмосферы. Это было очень эффектно. Суть произведения передавалась через проговариваемый текст — движения были специфическим ритмическим сопровождением.

Каждая роль Михаила Чехова была открытием. В первую очередь, погружением в мир автора, будь то Шекспир, Сухово-Кобылин или Гоголь. Искренность чувств, пронизывающих его образы, ломала принятые, обыденные взгляды на театральные жанры гротеск, комедию, буффонаду, сатиру. Все эти жанры, наполнялись Чеховым ярким глубоким внутренним смыслом, той «жизнью человеческого духа», которую Константин Сергеевич Станиславский считал сутью театрального искусства.

Его мысли о тайнах актерского искусства, дорогах к театральной истине являются главным в его творческом наследии. Книги Чехова, его лекции, статьи, письма все это наглядно показывает все более возрастающий интерес Чехова к теме психотехники актера.

Чехов актер стремился к гармонии. Он находил и достигал ее на сцене, в своих ролях. Огромный опыт и самоанализ привели его к мысли о том, что в лучших актерских работах эмоциональное и рациональное находятся в различных и сложных пропорциях, сотрудничестве, но, что самое важное, в результате они стремятся к гармонии и обретают ее.

Книги

О Чехове как о человеке можно многое понять из его книг. Его «Путь актера» поражает трезвой прямотой анализа. Чехов откровенно повествует о своих близких, о себе, о своем детстве. У великого актера появилось непреодолимое желание высказаться публично, и он это осуществил. Книга «Путь актера» отражает индивидуальность художника и человека, охваченного идеей самоусовершенствования. Этой идее Чехов оставался верен до конца своих дней. По сути это была вера в человека, в его знания и силы. Его энергия направлялась на непрестанную, внутреннюю и глубокомысленную работу над собой.

Книга Чехова «О технике актёра» это практическое пособие по актерскому мастерству, книга, в которой Михаил Чехов подробно рассказывает о своей актерской системе. Это некий "подгляд", результат изучения и анализа творческих процессов, техник и методов работы режиссеров и актеров многих стран, школ и направлений. В книге «О технике актёра» Чехов развил своё понимание роли «фантазии», «атмосферы», по-новому преподнес тему взаимоотношений образа и актёра, описал понятия «центр», «психологический жест».

Это интересно

Историю взаимоотношений Михаила и Ольги Чеховых можно увидеть в стенах театра «Модерн» в спектакле «Ничего, что я Чехов?»

Народный артист России Петр Воробьёв и Александр Горелов в образе Михаила Чехова. Сцены из спектакля.

Народный артист России Петр Воробьёв в роли Михаила Чехова в спектакле Ничего, что я Чехов

Александр Горелов, фрагмент спектакля

Юрий Грымов о Михаиле и Ольге Чеховых

Видео

Фильмы с участием Михаила Чехова

Анатолий Смелянский в авторской программе «Михаил Чехов. Чувство целого»

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up